Категории раздела
Наши публикации [2]
Арбитраж [0]
Налоги и налогообложение [2]
Кооперация [6]
Ревизия [5]
Консалтинг [0]
В помощь бухгалтеру [1]
В помощь юристу [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » В помощь бухгалтеру

Учет субсидий в бухгалтерском и налоговом учете
Одной из мер по поддержке экономики является предоставление государственной помощи из бюджетов субъектов РФ в виде субвенций и субсидий.
 Бюджетные средства предоставляются предприятиям - производителям товаров, работ, услуг для возмещения их затрат, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
   При получении субсидий возникнет вопрос – как отразить эти операции в бухгалтерском и налоговом учете.
  
Учет подобного вида поступлений имеет ряд особенностей. 
 
Для организации бухгалтерского учета получаемых субсидий необходимо руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утверждено Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н. Согласно данному Положению субсидии признаются в учете при наличии уверенности в том, что: - средства будут получены из бюджета. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы; - организация выполнит условия их предоставления. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.   В бухгалтерском учете субсидии делятся на средства, предназначенные для финансирования: - капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (в том числе основных средств); - текущих расходов (средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов). Каждый из этих вариантов предусматривает свой порядок учета.   Субсидии в виде бюджетных средств могут приниматься к учету с использованием счета 86 "Целевое финансирование" и без его использования.
  Рассмотрим порядок учета этих средств с использованием данного счета.        
  Потребительский кооператив «ХХХХ» получил в сентябре 2010 г.  субсидии из областного бюджета в сумме   5 900 000 руб. на приобретение производственного оборудования.       В сентябре был заключен договор подряда на сумму 5 900 000 руб. (в том числе НДС - 900 000 руб.) с ОАО "ХХ" на поставку и монтаж оборудования.       В октябре 2010 г. был подписан акт приемки-сдачи работ на 5 900 000 руб. (в том числе НДС - 900 000 руб.). Производственное оборудование принято к учету и введено в эксплуатацию в октябре 2010 г., отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно), установлен срок полезного использования 36  месяцев. Ежемесячная сумма амортизации, отражаемая в бухгалтерском и налоговом учете, составляет 139 000 руб.  
В бухгалтерском учете потребительского кооператива будут сделаны следующие проводки:
в сентябре 2010 г.
•         Дт 51 Кт 76 - 5 900 000 руб. - получены субсидии                                  •         Дт 76 Кт 86 - 5 900 000 руб. – отражено поступление средств на покупку           производственного оборудования
•       Дт 60 Кт 51 - 5 900 000 руб.- оплачена поставка производственного оборудования. 
 в октябре 2010 г.
•        Дт 08 Кт 60 - 5 000 000 руб. - отражено приобретение производственного  оборудования;
•         Дт 19 Кт 60 - 900 000 руб. - отражен НДС по приобретенному     оборудованию;
 •         Дт 01 Кт 08 - 5 000 000 руб. – оборудование принято к учету в составе   основных средств;
 •         Дт 68 Кт 19 - 900 000 руб. - принят к вычету НДС
•         Дт 86 Кт 98 - 5 900 000 руб. - отражены субсидии в составе доходов               будущих периодов. 
 в ноябре 2010 г.
•         Дт 20 Кт 02 - 139 000 руб. - начислена амортизация по  производственному    оборудованию;
•         Дт 98 Кт 91 - 139 000 руб. - признан прочий доход в объеме начисляемой амортизации.
   
   Субсидии на финансирование капитальных расходов учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования этих объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).   Таким образом, при получении субсидий на финансирование капитальных расходов, необходимо: - наличие договора на предоставление субсидий; - организация должна присутствовать в бюджетной росписи. Только при выполнении этих условий, субсидии в виде бюджетных средств  принимаються к учету с использованием счета 86 «Целевое финансирование».   Субсидии, выделенные на компенсацию произведенных расходов организации,  поступают на расчетный счет после того, как расходы отражены в бухучете.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.   В случае, когда организация получает субсидии на компенсацию расходов, которые уже произведены к моменту получения субсидии (признаны расходом в бухгалтерском учете), принятие к бухгалтерскому учету субсидии на компенсацию части затрат отражается без использования счета 86 «Целевое финансирование».  
 
Рассмотрим порядок учета без использования счета 86.  
  
Потребительский кооператив «ХХХХ» в III квартале 2010 г. за счет собственных   средств   приобрело у ООО «ААА»  корма   на  сумму  2 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.):       - в августе - 1 650 000 руб. (в том числе НДС - 150 000 руб.);       - в сентябре - 550 000 руб. (в том числе НДС - 50 000 руб.).       По истечении отчетного квартала в сентябре 2010 г. представлены первичные документы в бюджет соответствующего уровня на компенсацию произведенных затрат. В октябре 2010 г. на расчетный счет поступили субсидии в сумме 500 000 руб. 
 В бухгалтерском учете потребительского кооператива будут сделаны следующие проводки:  
в августе 2010 г.
Дт 60  Кт 51 - 1 650 000 руб. - оплачена поставка кормов;
Дт 10  Кт 60 - 1 500 000 руб. –  корма приняты к учету;
Дт 19  Кт 60 - 150 000 руб. - отражен НДС по приобретенным материалам;
Дт 68  Кт 19 - 150 000 руб. - принят к вычету НДС. 
 в сентябре 2010 г.  
 Дт 60  Кт 51 - 550 000 руб. - оплачена поставка кормов;  
 Дт 10 Кт 60 - 500 000 руб. – приняты к учету корма;    
 Дт 19 Кт 60 - 50 000 руб. - отражен НДС по приобретенным кормам;   
 Дт 68 Кт 19 - 50 000 руб. - принят к вычету НДС.   в октябре 2010 г.  
 Дт 51 Кт 76 - 500 000 руб. - получены субсидии на расчетный счет;  
 Дт 76 Кт 91 - 500 000 руб. - признан прочий доход в объеме полученных     субсидий.  

Что же касается налогового учета полученных субсидий, возникают вопросы:  
- Можно ли принять к вычету НДС по приобретенным материалам, основным средствам за счет бюджетных средств?
- Признаются ли полученные субсидии доходом для целей расчета налога на прибыль?
 - Можно ли учесть фактически произведенные расходы, если впоследствии они компенсированы в рамках целевого финансирования?  

Для ответа на эти вопросы необходимо понимать экономическую природу подобного вида поступлений. Изменения бюджетного законодательства, вводимые в действие с 1 января 2008 г., исключают из ст. 6 БК РФ понятия «субсидия» и «субвенция». Эти изменения не представляются логичными, так как данные формы межбюджетных трансфертов законодателем в целом не упраздняются и Бюджетный кодекс РФ в новой редакции их предусматривает (ст. ст. 132, 133 и т.д.).
Субсидии рассматриваются законодателем не только как форма межбюджетных трансфертов, но и как форма бюджетных ассигнований (ст. 69).   
В настоящее время вопрос в отношении вычета НДС по приобретенным материалам за счет бюджетных средств является дискуссионным.
В Письме от 15.02.08 № 03-07-11/64 финансисты отметили, что компенсационные выплаты из бюджета не относятся ни к средствам целевого финансирования, ни к целевым поступлениям из бюджета, поскольку на получателя не возлагается обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
С одной стороны, эти средства - часть выручки предприятия, с другой - они не связаны с оплатой бюджетом реализованных товаров, работ, услуг, а компенсируют расходы. Поэтому не облагаются НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Принять к вычету НДС, оплаченный за счет бюджетных субсидий, по мнению финансистов, нельзя. Они указали, что это приведет к повторному возмещению налога из бюджета. 
 Впрочем, в Письме от 14.05.08 № 03-07-11/181 Минфин несколько модифицировал свой подход. Речь шла о бюджетных средствах, выделенных государственным унитарным предприятиям (ГУП) для компенсации их расходов по оплате материальных ресурсов, а также на пополнение собственного оборотного капитала. По поводу включения этих бюджетных средств в налоговую базу по НДС Минфин по-прежнему высказался, что делать этого не нужно, ведь их получение не связано с реализацией. Но, что удивительно, посчитал правомерным заявление ГУП вычетов по суммам НДС, оплаченным поставщикам за счет средств бюджета в общеустановленном порядке, при условии что товары (работы, услуги) приобретены для осуществления облагаемых НДС операций.   Судебные решения, основанные на толковании фактического содержания норм законодательства, идут вразрез с позицией финансистов. Большинство судов утверждают, что каких-либо ограничений прав на применение вычетов организациями, получающими бюджетные средства, НК РФ не установлено. Нормы, регулирующие принятие НДС к вычету прописаны в ст. 171, 172 НК РФ. Если они соблюдены, то организация имеет право на вычет. Подтверждают это определение ВАС РФ от 16.05.07 № 3266/07, постановление ВАС РФ от 13.03.07г. № 9591/06.   Однако, существуют судебные решения не в пользу налогоплательщиков. Так в Постановлении ФАС ЗСО от 18.10.06 № Ф04-2916/2005(27462-А70-31), суд пришел к выводу, что расходы предприятия на приобретение сжиженного газа были погашены за счет средств бюджетного финансирования с включением и выделением в этих средствах НДС. Судьи сочли, что у предприятия не возникло условий для применения вычета по смыслу ст. 171 НК РФ, так как НДС был уплачен за счет средств бюджетного финансирования в составе общей суммы финансирования.   Некоторые налогоплательщики, во избежании споров с контролирующими органами, принимают к вычету НДС при поступлении товаров (работ, услуг), а в периоде получения субсидий, восстанавливают НДС в части субсидий.   Так в Постановлении ФАС ЦО от 31.03.08 № А64-2384/07-22 изложена аргументированная точка зрения об отсутствии необходимости восстанавливать НДС при получении субсидий. Если компенсация расходов налогоплательщика производится бюджетом уже после того, как товары (работы, услуги) были приобретены, а «входной» НДС принят к вычету, то восстанавливать налог не нужно, ведь соответствующего требования в Налоговом кодексе не содержится. Кроме того, суд учел, что в платежных документах на предоставление субсидий НДС не выделялся. 

 Таким образом, налогоплательщику нельзя отказать в вычете по НДС независимо от источника поступлений к нему средств, если он:
- приобрел товары (работы, услуги) для операций, облагаемых НДС;
- принял товары (работы, услуги) на учет;
- получил счет-фактуру с выделенной суммой НДС;
- представил в налоговый орган полный и достоверный пакет документов, подтверждающих право на вычет НДС, в необходимых случаях.  

Налогообложение субсидий 

 Бюджетные средства выделяются в форме субсидий. В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным или муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией. До 2008 г. к доходам, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, относились целевые поступления из бюджета бюджетополучателям. Согласно ст. 162 БК РФ (в редакции, действовавшей до 2008 г.) получателями бюджетных средств могли быть бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Таким образом, до 1 января 2008 г. воспользоваться положениями п. 2 ст. 251 НК РФ могла любая организация при условии, что она обладала статусом бюджетополучателя. В официальных разъяснениях того периода указывалось, что средства, полученные бюджетополучателями в виде субсидий или субвенций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии использования указанных средств по целевому назначению (см. Письма Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-05/240, от 14.07.2005 N 03-11-04/1/12). Согласно ст. 6 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) субвенциями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.   Федеральным законом N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 26.04.2007, были внесены изменения в БК РФ, вступившие в силу с 1 января 2008 г. В частности, изменилось понятие получателей бюджетных средств: согласно ст. 6 БК РФ на сегодняшний день таковыми являются либо органы власти, либо бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, финансирование которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Соответствующие поправки были внесены в налоговое законодательство: из п. 2 ст. 251 НК РФ было исключено слово "бюджетополучатель" .   Обращение к истории вопроса не случайно: это попытка понять ту позицию, которая выражена в официальных разъяснениях Минфина последних двух лет. А данная позиция сводится к тому, что средства, полученные организациями из бюджетов всех уровней, не признаются целевыми поступлениями и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях.   Вот один из примеров. В Письме от 14.08.2009 N 03-03-05/156 финансисты указали: для признания поступлений из бюджета целевыми необходимо, чтобы эти средства были получены напрямую из бюджета. Поскольку в соответствии с нормами БК РФ коммерческие организации не могут являться получателями бюджетных средств, выделенные им субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Аналогичное мнение выражено во многих других документах (см., например, Письма Минфина России от 01.09.2009 N 03-07-11/215, от 02.09.2009 N 03-03-06/4/73, от 14.07.2009 N 03-03-06/4/59, от 23.05.2008 N 03-03-06/4/33). При прочтении таких писем складывается впечатление, что представители финансового ведомства до сих пор продолжают руководствоваться "старой" редакцией НК РФ, ведь начиная с 2008 г. п. 2 ст. 251 НК РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к статусу налогоплательщика; о том, что средства должны быть получены "напрямую из бюджета", в НК РФ также ничего не говорится. Зато ст. 78 БК РФ указывает на то, что субсидии юридическим лицам или предпринимателям предоставляются из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или из местного бюджета. В соответствии с нормами бюджетного законодательства субъекты бизнеса получают субсидии через распорядителей (главных распорядителей) бюджетных средств, что, однако, не может изменить характера данных поступлений: они остаются средствами бюджета того или иного уровня.   По вопросу учета в расходах текущих затрат,  произведенных за счет субсидий единой позиции нет. Арбитражная практика так же не пришла к единому мнению. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.02.08г. № А55-8415/2007 судьи посчитали обоснованным признание рассматриваемых расходов в налоговом учете. Арбитры указали, что право организации включать в состав налоговых расходов документально подтвержденные затраты налоговым законодательством не ставится в зависимость от источника средств. Следовательно, предприятие вправе учесть фактические расходы, даже если они компенсированы в  рамках целевого финансирования. А Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.05г. № Ф048268/2005 (17070-А27-15) – пример судебного решения не в пользу налогоплательщика. В нем арбитры указали, что у предприятия нет оснований учитывать при расчете налога сумму произведенных расходов, так как они были возмещены за счет средств, полученных из бюджета. Соответственно, реальных затрат у налогоплательщика нет. Поэтому такие расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу.  

Подведем итоги. 
  1.  В случае, когда организация получает субсидии на компенсацию расходов, которые уже произведены к моменту получения субсидии (признаны расходом в бухгалтерском учете) или компенсацию недополученных доходов, принятие к бухгалтерскому учету субсидии отражается без использования счета 86 «Целевое финансирование».
  2.  Налогоплательщику нельзя отказать в вычете по НДС независимо от источника поступлений к нему средств, если он: - приобрел товары (работы, услуги) для операций, облагаемых НДС; - принял товары (работы, услуги) на учет; - получил счет-фактуру с выделенной суммой НДС; - представил в налоговый орган полный и достоверный пакет документов, подтверждающих право на вычет НДС, в необходимых случаях.    Однако, существует иная точка зрения - во избежании споров с контролирующими органами, принимают к вычету НДС при поступлении товаров (работ, услуг), а в периоде получения субсидий, восстанавливают НДС в части субсидий.
  3. Субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются в составе внереализационных доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.  

Консультация - Абдуллиной О.В. - ревизор- консультант Самарского областного ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов "Средняя Волга".
тел. 8(846) 276-88-72


Категория: В помощь бухгалтеру | Добавил: Ревсоюз (07.09.2010)
Просмотров: 42847 | Комментарии: 124 | Теги: счет 86, как отражать в учете, целевое финансирование, Субсидии | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 231 2 3 »
0
23 Dennisjip   [Материал]
2ктпн1000ква Ктп типа Сэндвич Ктп 10/25/0.23ква Ктп 10/10/0, КТП КОМПЛЕКТНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ПОДСТАНЦИИ москва, Производство ктп москва и многое другое на: http://sviloguzov.ru/ - Здесь есть то, что Вам нужно!

0
22 Dennisjip   [Материал]
Пункт коммерческого учета электроэнергии пку-6, КТП КОМПЛЕКТНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ПОДСТАНЦИИ москва, Производство ктп москва и другое на нашем специализированном сайте: http://sviloguzov.ru/ - Добро пожаловать!

0
21 Herbertnow   [Материал]
789

0
20 Herbertnow   [Материал]
789

0
19 Herbertnow   [Материал]
789

0
18 Herbertnow   [Материал]
789

0
17 Herbertnow   [Материал]
789

0
16 Herbertnow   [Материал]
789

0
15 Herbertnow   [Материал]
789

0
14 Herbertnow   [Материал]
789

1-10 11-20 21-23
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 24.09.2020, 15:07
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz